ПУБЛИКАЦИИ

25 марта 2017

Объекты размещения отходов нефтедобычи и нефтепереработки: требования законодательства и практика его применения

Посмотреть статью в PDF

Е. М. Озерова – заместитель генерального директора ООО «Строительная компания «Гидрокор», к.т.н., член НП «Экологическое Международное Аудиторское Сообщество»

Отходы нефтедобычи и нефтепереработки должны вовлекаться в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья путем применения технологий утилизации и/или обезвреживания. Захоронение их является наихудшим решением проблемы.

Сфера нефти в Российской Федерации охватывает все стадии производства нефтепродуктов из сырой нефти и стадии обращения с отходами производства, образующимися в больших количествах около буровых установок, на предприятиях нефтехимии и прочих направлений нефтепереработки. Перечень отходов данной отрасли определен в 445 Приказе Федеральной службы Росприроднадзора в блоке 2 «Отходы добычи полезных ископаемых», в блоке 3 «Отходы обрабатывающих производств», в блоке 7 «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов», в блоке 9 «Отходы при выполнении прочих видов деятельности, не вошедшие в блоки 1-3, 6-8».

Отходы нефтедобычи и нефтепереработки могут и должны утилизироваться. В соответствии с основной целью Федерального закона от 24.06.1998г. № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее 89-ФЗ) отходы производства и потребления должны вовлекаться в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. На данный момент времени перечень технологий утилизации и обезвреживания отходов, в том числе в сфере обращения нефти, представлен на сайте http://rpn.gov.ru/node/854, который ведется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.09.2011г. №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» раздел IV «Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов».

Поскольку большая часть отходов производства нефтедобывающенй и нефтеперерабатывающей промышленности является вторичным сырьем, то утилизация (использование) данных отходов является наилучшем направлением обращения с данными отходами. Следовательно, на первичной стадии обращения с отходами необходимо накапливать и при невозможности утилизации или обезвреживания в 11-ти месячный срок хранить данные отходы в специальных хранилищах.

В соответствии со ст.1 89-ФЗ определены термины «хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения» и «объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения». Исходя из этих терминов необходимо обустройство объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства в РФ и последующие действия со складированными отходами. Кроме того, хранение отходов является лицензированным видом деятельности, при чем в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 3 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» при предоставлении услуг третьим лицам по хранению отходов необходимо получать также лицензию на сбор.

В соответствии с проектом «Требований к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов)» вводятся новые термины: «объект приповерхностного захоронения отходов - подземное сооружение для захоронения отходов, расположенное на глубине от поверхности земли до 100 метров» и «хранилища долгосрочного хранения отходов обрабатывающих производств кроме отвалов» (п.3 и п.4б Требований, соответственно), под которые подпадают шламохранилища и шламовые амбары, эксплуатируемые свыше 11 месяцев.

Проектирование, строительство и реконструкция объектов размещения, отнесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий», к объектам I категории, должны осуществляться с применением наилучших доступных технологий (информационно-технические справочники ИТС 15-2016 и 17-2016).                                                                                            »>

Хранилища должны быть оборудованы противофильтрационным экраном, исключающим или минимизирующим миграцию загрязняющих веществ в подземные воды, и сооружениями по очистке сточных и инфильтрационных вод, сбрасываемых в водные объекты, а проектная документация на их строительство, реконструкцию, модернизацию и проекты вывода из эксплуатации объектов размещения отходов (далее - ОРО), в соответствии с требованиями ст.11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» должна иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня (далее - ГЭЭ). После ввода в эксплуатацию при наличии лицензии на соответствующую деятельность и положительного заключения ГЭЭ, заполняется форма в порядке, предусмотренном правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 №49 (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2010, регистрационный N 17520), и далее объект должен быть внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.09.2011г. №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».

Таблица 1. Территории, на которых введены запреты или ограничения на размещение отходов

Наименование территории

Хранение

Захоронение

Примечание

Территории, прилегающие к городским и сельским поселениям

запрещено

запрещено

На расстоянии не менее размера санитарно-защитной зоны Объекта

В границах населенных пунктов

-

запрещено

 

Водоохранные зоны

запрещено

запрещено

 

Лесопарковые курортные лечебно-оздоровительные рекреационные зоны

запрещено

запрещено

 

Водосборные площади подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения

запрещено

запрещено

В пределах границы месторождения подземных вод

Водосборные площади подземных водных объектов и места залегания подземных вод, резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения

запрещено

запрещено

В пределах границы площадей залегания месторождения подземных вод

Водосборные площади подземных водных объектов, используемые в бальнеологических целях

 

запрещено

В пределах границы месторождения подземных вод

Водосборные площади подземных водных объектов, используемых для извлечения ценных минеральных ресурсов

 

запрещено

В пределах границы месторождения подземных вод

Первый и второй пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения

запрещено

запрещено

 

Пути миграции животных, вблизи нерестилищ

запрещено

запрещено

 

Места залегания полезных ископаемых

 

ограничено

В случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых

Места ведения горных работ

 

ограничено

В случаях, если возникает угроза безопасности ведения горных работ.

Иные места, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека

 

запрещено

 

Охранные зоны объектов по производству электрической энергии

 

запрещено

 

Полосы воздушных подходов на удалении до 30 км от контрольной точки аэродрома

запрещено

запрещено

для объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц

Вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома

запрещено

запрещено

для объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц

Внутренние морские воды и территориальное море

 

запрещено

 

Территории с выходом закарстованных и сильнотрещиноватых пород

запрещено

 

для шламонакопителей производств свинецсодержащих, селенсодержащих и марганецсодержащих сталей

Участок для планируемого строительства объектов приповерхностного размещения отходов, предназначенных для долгосрочного хранения и захоронения отходов, должен быть расположен на землях промышленности в пределах зоны специального назначения, установленной документами территориального планирования. Расположение объектов размещения на землях других категорий и в пределах иных зон не допускается. Выбор участка для планируемого строительства объекта приповерхностного размещения отходов производится с учетом необходимости установления защитных и охранных зон, устанавливаемых в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее 7-ФЗ), запретов и ограничений, установленных федеральными законами, для размещения отходов. Перечень территорий, на которых не допускается строительство объектов размещения отходов или строительство ограничено определенными условиями, приведен в таблице 1.

Разработка проектной документации на строительство прочих объектов размещения отходов осуществляется на основании результатов инженерных изысканий, выполняемых в соответствии с требованиями, установленными «Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 №20.

Проектирование ОРО осуществляется в соответствии требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Обеспечение безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации ОРО осуществляется в соответствии с требованиями документации в области технического регулирования, в том числе техническими регламентами, сводами правил, национальными стандартами, включенными в «Перечень национальных стандартов и сводов правил», частей таких стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В целях охраны подземных вод при проектировании объектов приповерхностного размещения отходов одной из важнейших конструкций является противофильтрационный экран, обеспечивающий водонепроницаемость сооружения. Конструкция противофильтрационного экрана определяется топографическими, геологическими и гидрогеологическими условиями.

В целях охраны поверхностных водных объектов при проектировании ОРО должны быть предусмотрены: • конструктивные решения, сооружения и мероприятия по исключению сброса в водные объекты сточных и инфильтрационных вод, образующихся на объекте без предварительной очистки;

  • создание защитных устройств и сооружений от подтопления и заболачивания в виде канав, продольных дренажей и аналогичных мер, расположение которых определяется рельефом местности, гидрогеологическими и гидрологическими условиями территории расположения ОРО.
  • мероприятия по отводу дождевых и талых вод.
Строительство, реконструкция ОРО допускаются при наличии:
  • утвержденной проектной документации на строительство указанных объектов;
  • разрешения на строительство, реконструкцию, полученного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
  • положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию. При строительстве ОРО не допускается отклонений от проектной документации, в том числе в части применения строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения проектной документации.

Окончательной стадией, подтверждающей возможность эксплуатации объекта размещения отходов, является приказ Федеральной службы Росприроднадзора о внесении ОРО в ГРОРО.

Далее, при эксплуатации объекта необходимо выполнение требований действующего законодательства РФ, в частности разработка и согласование Производственного экологического контроля, своевременное заполнение деклараций и внесение платы по НВОС в соответствии с требованиями ст.16-16.4 7-ФЗ. Расчет платы ведется исходя из базовых ставок платежей, определенных в Постановлении Правительства РФ № 913 от 13.09.2016 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

Применение понижающего коэффициента 0,3 при начислении платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно только на собственных объектах размещения отходов, которые должны быть оборудованы противофильтрационным экраном, исключающим или минимизирующим миграцию загрязняющих веществ в подземные воды, и сооружениями по очистке сточных и инфильтрационных вод, сбрасываемых в водные объекты, а проектная документация на их строительство, реконструкцию должна иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с проектом «Требований к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов)».

ООО «Строительная компания «Гидрокор» имеет 20-летний положительный опыт проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию объектов размещения отходов, в т.ч., соответствующих профилю нефтедобычи и нефтепереработки. За этот период времени построен ряд крупнейших сооружений с применением высококачественных геосинтетических материалов, которые эффективно функционируют и в настоящее время. Выполнены различные по объему работы на разного рода сооружениях. География работ охватывает все регионы Российской Федерации, территорию республик Азербайджан и Казахстан. 

Источник: Всероссийский отраслевой журнал «Сфера Нефтегаз» (www.S-NG.ru)